Автор: Ksenia (04.12.2017)

Как научить ребенка распознавать цвета?

Дети — самые любознательные существа в мире. С самого рождения, как только появляются на свет, они с любопытством упираются взглядом во все окружающие их предметы. Сначала это мамино лицо, волосы, руки — настоящий магнит для чистого младенческого взора! Новорожденные готовы часами разглядывать любимые черты лица и изгибы тела, ведь это самое дорогое, что у них есть. По мере роста детский взгляд улавливает и многое другое, что его окружает. Он с интересом изучает предметы. Их форму, конструкцию, размер и, естественно, цвет. И с каждым новым днем тяга к знаниям возрастает все больше. Задача родителей — создать «почву», на которой эта тяга продолжит развиваться на полную мощь. Здесь мы расскажем, что необходимо сделать для того, чтобы малыш познакомился со всеми цветами радуги и научился их различать. Интересно, познавательно, легко и обязательно в кругу семьи!

ребенок и акварель

В каком детском возрасте можно начинать обучение цветам?

Каждая мама рассказываем своему малышу обо всем, что тот видит. Называет предметы, объясняет их назначение и т.д. И конечно, любая мама целенаправленно обозначает цвет этих предметов: красная машина, желтый цыпленок, черная кошка и т.д. Поверьте, даже полугодовалый малыш понимает, о чем идет речь. Правда, на подсознательном уровне, поэтому для настоящего обучения еще рановато.

Вообще ребенок различает цвета с самого рождения — прежде всего от отчетливо видит оттенки солнечного желтого. В течение первого месяца жизни в цветовую палитру добавляются красный и оранжевый, а еще за пару месяцев — зеленый и синий. Примерно в полгода малыш уже замечает фиолетовый и сиреневый. Проговаривая все эти цвета, когда описываете какие-либо предметы, заинтересовавшие ребенка, вы формируете первоклассную основу для зачатков первых «цветовых» знаний. А в возрасте 8-9 месяцев можно провести первое полноценное занятие.

Методы и особенности обучения

Дети до года не разделяют цвет предмета и его наименование. Т.е. если показать малышу «красный мяч», любой другой мячик он так же станет ассоциировать с этим цветом. Понятие и определение для него — пока едины… Поэтому знакомить своего ребенка с предметами следует так: «Это мяч. Он красный». При этом важно не искажать наименования цветов — т.е. именно «красный», а не «красненький». Применять уменьшительно-ласкательные суффиксы ребенок научится гораздо позже, а сейчас они только запутают его, ведь вместо одного названия он будет слышать два сходных.

ВЫВОД: Играть с ребенком в «цветовые» игры нужно с самого его рождения. А примерно с 6-7 месяцев можно делать их более сложными и полноценными.

Теперь перейдем к изучению непосредственно методик. На самом деле их существует великое множество, но если «копнуть глубже» — все они сводятся к 5 стандартным педагогическим приемам:

  • Неформальное обучение. Самый простой и естественный способ, когда ребенка обучают в процессе повседневной жизни. К примеру, на прогулке. Сначала мама самостоятельно произносит цвета предметов, встречающихся на улице. Машин, заборов, качелей и т.д. Затем, через какое-то время, можно предложить ребенку самому показать автомобили определенного оттенка. Успех этой методики в том, что ребенку предоставляется абсолютная свобода действий. Без каких-либо ограничений. А дети это очень любят!
  • Творческие занятия. Необходимо подготовить краски для рисования, карандаши, мелки, фломастеры или пластилин. Предложите малышу выбрать цвет, который ему кажется самым красивым. Назовите его название и помогите что-нибудь нарисовать — кружочек, квадрат, просто линию и т.п. То же самое можно проделывать с пластилином. Кстати, в качестве красок для занятий с маленькими детьми выбирайте пальчиковые или акварель. Гуашью лучше рисовать в возрасте с 2,5-3 лет.
  • Занятия с игрушками. В детских магазинах продается огромное количество развивающих игрушек для изучения цветов. Сортеры, кубики, головоломки, пирамидки, пазлы — выбирайте то, что соответствует возрасту ребенка.
  • Интерактивные книги. Эффектные красочные картинки отлично привлекают внимание малышей, а звуковое сопровождение только подогревает их интерес еще больше. С их помощью можно изучать любые предметы, животных, птиц, геометрические фигуры, а также цвета.
  • Сюжетные игры. Эта методика требует максимум вовлеченности родителей. Вам предстоит выдумать простую и понятную малышу игру, в ходе которой рассказать ему о некоторых оттенках. Например, возьмите 2-3 шарика разного цвета и соорудите для них «домики». Ими могут стать картонные коробочки, стаканчики и тарелочки той же палитры. Спрячьте шарики по домикам в соответствии с цветом, а затем «выпустите» наружу. Затем представьте, что шарики пытается украсть хитрая мышка, притаившаяся в соседней комнате, и расскажите об этом малышу. Чтобы мышка этого не сделала, надо вновь спрятать шарики в домики — вы даже не представляете, с какой скоростью маленький ребенок бросится их «выручать» из беды. Смысл подобных игр в том, чтобы вызвать эмоции у ребенка — сопереживание, сочувствие.

Игры в помощью обучению цвету

Заострим внимание именно на играх, потому что, по мнению детских психологов, они оптимальны для изучения цветовой палитры. Кроме того, они способствуют тесному контакту между родителями и ребенком, что всегда идет на пользу их отношениям как сейчас, так и в будущем. Итак, предлагаем воспользоваться следующими задумками:

  • Обозначение цвета. Самая примитивная игра для малышей, еще не умеющих говорить. Просто предложите крохе предметы одинакового цвета, раскладывайте и перемещайте их, постоянно называя его. Затем добавьте еще один оттенок и так далее.
  • Поиск цвета. Для этой игры можно задействовать краски, кубики, пуговицы, счетные палочки и т.п. предметы. Вариант с кубиками будет выглядеть так: взрослый группирует кубики по цвету, после чего называет его название. Потом смешивает их в кучу и группирует вновь. Затем к процессу подключается и сам малыш, причем сделает это он по собственной инициативе.
  • Путаница. Возьмите разноцветные ручки, снимите с них колпачки и все перемешайте. Предложите ребенку подобрать колпачки к ручкам, при этом намеренно сами сделайте ошибку — малыш вас обязательно поправит.
  • Третий лишний. Наберите несколько предметов одного цвета, между которыми положите один — другого. Попросите ребенка найти лишний предмет.

В заключение заметим, что развивать ребенка нужно как можно раньше, но только не превращайте это в навязчивую идею. Занимайтесь тогда, когда малышу этого хочется, чтобы не отбить желание крохи к обучению.

Комментарии: 0 Просмотры:

Отправить комментарий