Автор: Gruz (02.08.2010)

Подарок мотоциклисту – шлем

Недавно я коротко рассказал о том, как выбрать в качестве подарка мотоцикл.

Но, если помните, заметку я завершил предупреждением о необходимости покупки вместе с мотоциклом мотоэкипировки. И вот теперь я начну потихоньку рассказывать о ней. Или о нем. Об экипе…

Ну и, в добавок, посоветую некоторую литературу, которая поможет превратить вождение мотоцикла из опасного хобби в приятное и безопасное увлечение.

Мотошлем в подарок

Ну, начну с того, для чего вообще нужна экипировка.

Жаркий полдень. Под палящими лучами плавится асфальт. Через пробку пробирается мотоциклист, одетый, словно качан капусты, в сто одежек. А рядом едет его собрат, у которого из «защиты» – одна «бандана» на голове.

Кажется, мотоциклист в шортах и головном платке гораздо мудрее. Ну кому хочется жариться и преть под слоями одежды и пластика?! Но вот что я могу сказать на это. Второй товарищ либо слишком самонадеян, либо, банально, ни разу серьезно не падал.

Сам я долго экономил на «экипе». Сначала купил шлем – без него ГАИ замучает штрафами. Потом – «черепаху» – о ней расскажу в следующей статье. И думал, что этого вполне должно хватить. Да и денег на приобретение остальной защиты не было… Не было до первого серьезного падения.

Потом – полгода лечения колена, сопряженного с пренеприятнейшей процедурой регулярного откачивания жидкости из сустава и невозможностью ездить на чем-либо серьезнее скутера… После этого деньги на «экип» нашлись как-то сами собой.

И даже в поездки до ближайшей булочной верхом на 50-кубовом мопеде я одеваюсь так же, как в дальнее путешествие. И, поверьте, ни разу еще об этом ни пожалел! Более того, недавно благодарил Судьбу за то, что не послушал насмешек «крутых байкеров» и выехал в поездку на 3 километра в полной экипировке – поперек моей полосы решил развернуться пропустивший нужный поворот, водитель «паркетника».

Второй пример. Радикальный, так сказать.

Друг купил в качестве первого мотоцикла «спорт». Купил дорого. Но еще большие деньги отдал за экипировку. Два года езды прошли без проблем. А вот на третий – авария. Лобовое столкновение с «Жигулями» – «девяткой». Мотоцикл порван в клочья! А пилот – цел и невредим! «Отработала» защита!

Конечно, полагаться на чудодейственные свойства «доспехов» не стоит. Но и пренебрегать «скорлупкой» – большое легкомыслие!

Кстати, отклонюсь от темы. По статистике, мотоциклисты чаще всего попадают в аварии в течении первого и третьего годов вождения. В первый год они еще ничего не умеют. А в третий думают, что всему уже научились.

Ладно, не буду больше вас пугать. На самом деле, вождение мотоцикла – не такое уж страшное занятие. И при грамотном подходе к делу оно принесет только положительные эмоции. Но вот в понятие «грамотный подход», как раз и входит, в том числе, ношение защиты.

Защитное облачение мотоциклиста представляет собою комплекс устройств, предназначенных для предохранения от травм наиболее уязвимых при падении участков тела, а так же жизненно важных органов. В первую очередь, к защитной экипировке относится шлем.

Признаться, я в этой статье изначально задумывал рассказать о всей экипировке сразу. Но понял, что это – опять попытка охватить в короткой заметке огромный пласт информации. Поэтому сейчас опишу именно вопросы, связанные с выбором «котелка».

Шлемы делятся на полуоткрытые, кроссовые («фулфэйс»), «интегралы», «модуляры» и, так называемые, «укороченные», открытые шлемы.

Кроме того, из-за некоторого несовершенства наших ПДД, требующих от мотоциклиста только «наличия шлема», но не оговаривающих требования к нему, в продаже имеется огромный выбор так называемых «касок» – неких подобий защиты для головы, которые в случае аварии ничем, на самом деле, не помогают. Такие вещи я приобретать строго не рекомендую.

Нельзя использовать в качестве мотошлема армейские шлемы, летные скафандры и тому подобное – эти устройства рассчитаны вовсе не для защиты головы при падении на скорости, а на совершенно другие нагрузки. И там, где мотошлем, раскалываясь и рассеивая этим энергию удара, защитит голову от травмы, армейская каска сломает шею, либо вызовет серьезные повреждения мягких тканей. Также я не стал бы приобретать «укороченный» шлем, похожий на велосипедный. Он, несомненно, удобен в дальних поездках, но при этом он защищает довольно малую площадь тела.

Основная задача шлема – защита головы мотоциклиста. В зависимости от типа шлема, эта защита происходит немного по-разному. Но основной принцип работы этого устройства – ломаясь и лопаясь, либо сминая внутренние слои, рассеивать энергию удара по голове, снижая вероятность травмирования. Поэтому, часто, самые жесткие шлемы оказываются менее эффективными, нежели более «рыхлые».

Современные шлемы выполняются из различных видов пластика, либо других полимерных материалов. В настоящее время встречаются многослойные шлемы, которые, за счет внутренней структуры, позволяют наиболее эффективным образом защищать мотоциклиста.

Правда, стоит признать, что некоторые особо «навороченные» шлемы «боятся» даже простых падений – если уронить такую каску с достаточно большой высоты, потребуется ее замена даже в случае отсутствия видимых глазу повреждений – внутренняя пористая структура может быть деформирована, что снижает эффективность выполнения шлемом прямых функций. Зато в случае аварии такое устройство, не поврежденное до этого, несомненно, будет очень эффективным. Как раз, именно из-за специфики «управляемых» внутренних разрушений.

Ну а теперь подробнее о типах касок, которые я перечислил выше.

Полуоткрытый шлем

полуоткрытый шлем. Его, как правило, используют водители чопперов и скутеров. Реже – пилоты «классиков», хотя им ношение открытого шлема не возбраняется – он вполне соответствует их стилю.

Это достаточно простой по устройству и легкий тип. На скоростях, с которыми передвигаются его владельцы, он достаточно хорошо переносит удары и его вполне хватает.

Как правило, открытый шлем защищает верхнюю часть головы, затылочную и височную области. Такое устройство комплектуется подъемным стеклом (визиром), либо может быть без него.

Во втором случае к шлему рекомендуется купить мотоочки. Хотя я, например, снял со своего шлема визир и езжу в обычных диоптрических очках с ударопрочными безосколочными стеклами-«хамелеонами». Но линзы для таких очков, скажу вам, порою дороже самой каски.

Полуоткрытый шлем, за счет своей формы, не требует какой-либо хитрой вентиляции. Он прост, и за счет этого дешев. Также, за счет формы, он обеспечивает великолепный обзор. В нем можно свободно перекусить в пути, закурить сигарету, попить воды.

Защитные свойства такого шлема реализованы исходя из необходимости рассеивания энергии при скольжении по асфальту, а так же 1-3 ударов.

Производителей открытых шлемов – масса. Разброс цен – от 1000 до 12-13 тысяч рублей.
Сам я в свое время приобрел для себя шлем AGV, производящийся по лицензии в Белоруссии. Как выяснилось, за исключением некоторых деталей, это оказался неплохой бюджетный вариант. Мне мой шлем обошелся в 1500 рублей.

Кроссовый шлем

кроссовый шлем. Это то, что необходимо водителю эндуро.

Отличительной чертой подобного шлема является очень сильно выпирающая нижняя «челюсть» с массой устройств для вентиляции – дефлекторами.

Такие шлемы имеют длинный козырек и редко комплектуются визиром – его заменяют специальные очки, зачастую имеющие устройства для наложения многослойной пленки – слои срываются с нее по мере засорения, обеспечивая постоянный обзор.

Кроссовый шлем, в первую очередь, рассчитан на езду по бездорожью. Большой козырек и «челюсть» защищают лицо пилота от забрызгивания грязью. Этот шлем должен уметь перенести многократные удары ветвей, а в случае падения пилота – удары о камни и стволы деревьев. Но вот на «скользячку» по асфальту такое устройство, увы, не рассчитано.

Стоимость подобных шлемов колеблется, в зависимости от модели и производителя, примерно от 2 до 20 тысяч рублей.

Наша команда в преддверии экспедиции рассматривает возможность покупки NBX-Pro Scorch. Пока что их не тестировали, но выглядят они вполне прилично. Обойдутся нам они по 2800 рублей за штуку.

Шлем-интеграл

«интегралы». Эти шлемы приобретают для владельцев спортбайков и, нередко, «классиков» – «дорожников». Так же «интегралы» носят водители эндуро во время езды по городу.

Я, в свое время, купил такой в подарок супруге для езды на скутере. Правда, вышло так, что его «заиграл» товарищ. Ну, не беда.

«Интеграл» по форме напоминает кроссовый шлем, но у него отсутствует козырек. Также у него, как правило, менее массивная «челюсть». Кроме того, у всех интегралов присутствует визир.

Интеграл – один из самых технологически сложных шлемов. Он должен обеспечивать защиту головы при ударах и падениях на больших скоростях. При этом энергия удара должна перераспределяться так, что бы не повредить шейные позвонки.

В этом шлеме сочетаются несочетаемые вещи: полная защита головы и комфорт. Второе обеспечивается внутренней начинкой шлема. Как правило, у интеграла присутствует масса вентиляционных устройств, дефлекторы для отвода пара, выделяющегося при дыхании, в современных моделях могут присутствовать даже надувная подушка безопасности для шеи и устройство для быстрого перерезания лямок крепления на голове!

Дорогие модели интегралов отличает пониженная шумность, противобликовый визир – «хамелеон», многослойный высокотехнологичный состав «скорлупы», отличная система терморегулировки и поддержания микроклимата, достаточно низкий вес…

Но и стоимость «интеграла» – не мала. В свое время «интеграл» фирмы Lazer обошелся мне в 2 тысячи рублей. Но вот цена тех моделей, которые я могу порекомендовать спортбайкерам, начинается от 5-6 и заканчивается около сотни тысяч рублей!

Но если «интеграл» приобретается для гонщика, на его стоимости лучше не экономить. Если есть возможность купить более технологически «продвинутую» модель – ее стоит покупать. В принципе, это относится ко всем шлемам, но для водителя «мыльницы» это особенно критично.

Комбинированный шлем

«модуляр». Он же – комбинированный шлем.

Такое устройство станет отличным подарком для многих байкеров. В нем можно ездить и на чоппере, и на «классике», и на эндуро в городских условиях. Подойдет он и любителям «спортбайков» в случае использования его в на улицах города.

Внешне «модуляр» похож на «интеграл». Но бросающимся в глаза отличием является подъемная «челюсть». То есть, нижнюю часть шлема можно поднять вверх, за козырек, либо вообще отстегнуть, превратив шлем в полуоткрытый.

Такая функция крайне удобна в дороге. Особенно, когда мотоциклист вырывается из опасной городской толчеи на открытую загородную трассу. Хочется отдохнуть, ощутить ветер, дующий в лицо, облегчить дыхание… И тут на выручку приходит возможность удаления нижней части защиты для головы. Правда, из-за наличия подобной опции, комбинированные шлемы – один из самых тяжелых.

По уровню защиты они занимают промежуточное положение между открытым шлемом и «интегралом». Но, как правило, защитных свойств такого устройства хватаем с лихвой.
«Модуляры» – один из самых дорогих видов шлемов.

Из-за некоторой универсальности, для их изготовления приходится прибегать к высокотехнологичным решениям. А необходимость по-максимуму снижать вес, требует использования новейших конструктивных материалов. Поэтому стоимость
комбинированного шлема, к которому стоит присматриваться, начинается от 5 тысяч рублей, а заканчивается в районе 100 тысяч. В среднем же, неплохой «модуляр» стоит в интервале от 10 до 25 тысяч рублей.

«Укороченные» или открытые шлемы, думаю, нет смысла описывать. Я бы не рекомендовал ездить в таком из-за малой площади защищаемой поверхности.

Шлем-имитант

Опять же, крайне не рекомендую приобретать подделки, в изобилии появившиеся на прилавках. Как правило, такие «средства защиты» отличаются использованием дешевых пластмасс – иногда полиэтилена, отсутствием толстой подушки – внутренняя поверхность, в лучшем случае, выстлана тонким слоем дешевого поролона. В большинстве случаев, такие «шлемы» имитируют различные приспособления служебного пользования: армейские каски времен Великой Отечественной Войны (чаще всего, немецкие), летные шлемы, шлемы пожарных эпохи начала XX века, летные скафандры и тому подобное.

Кого порекомендовать из производителей? Их масса. Всех я даже не смогу перечислить. Навскидку приходят на ум следующие:

В области «бюджетных» шлемов можно присмотреться к продукции белорусских производителей, выпускающейся по лицензии компании AGV, шлемам марки Lazer, устройствам, производимым Fox Racing.

Так же стоит приглядеться к более дорогим: оригинальный AGV, Arai, Nolan, Grex, Shoei, IXS, Sidi, Motul, Givi. В общем, выбор огромный!

На что стоит обратить внимание при выборе шлема?

1. Вес. Особенно, это относится к «интегралам» и «модулярам». Пилоту предстоит носить его на голове. И, если он не хочет стать обладателем «раскачанной» шеи, к весовым параметрам надо отнестись серьезно.

2. Шумность при езде. Особенно это относится к «интегралам», «модулярам» и кроссовым шлемам. Из-за наличия большого количества устройств для вентиляции головы, такие шлемы могут издавать при поездке гул, что сильно утомляет.

3. Удобство. Шлем не должен ничего пережимать, царапать, давить – не должно быть ничего, что будет отвлекать в поездке.

4. Обзор. В шлеме должно хорошо просматриваться не только то, что впереди на дороге, но и то, что по бокам. Кроме того, визир шлема не должен быть выполнен из царапающихся материалов, либо в продаже должно быть большое количество сменных визиров для выбранной «каски». При правильной настройке дефлектора визир не должен запотевать. Он должен легко подниматься и опускаться, но при этом должно быть исключено самопроизвольное поднятие визира набегающим потоком воздуха при большой скорости.

5. Удобное крепление на голове. Защелки шлема должны обеспечивать быструю подгонку по размеру, надежную фиксацию. Но при этом они должны легко открываться и закрываться. Иначе ваш одариваемый не раз обругается, пытаясь снять шлем после поездки.

6. Возможность снятия и стирки подкладки. Не обязательная, но очень желательная опция. Голова, пардон, имеет свойство потеть. И пото-жировые отложения, даже при использовании подшлемника, скапливаются на внутренней поверхности шлема. А это, согласитесь, негигиенично.

7. Очень желательно проверить мотошлем на предмет соответствия одному из стандартов защиты. Это:

– D.O.T. FMVSS-218 – канадско-американская система сертификации;
– Snell M2010, либо Snell M2005 – стандарт одной их некоммерческих частных организаций;
– ECE 22-05 – европейский стандарт сертификации;
– BSI 6658 A – британский, крайне жесткий сертификат безопасности;
– JIS T 8133:2007 – японский стандарт, принятый для оценки защитных свойств мотошлемов;
– ГОСТ Р 41.22-2001 – отечественный стандарт на устройства для защиты головы, глаз, ушей и зубов.

Но так как в нашей стране нет требований к обязательной сертификации мотошлемов, к сожалению, как многие качественные, так и не соответствующие стандартам защиты элементы экипировки продаются без соответствующих сертификационных удостоверений.

8. Конечно же в связи с этим, стоит обратить внимание на возможность выполнения шлемом прямых функций – использование соответствующих пластиков, либо других полимеров.

9. От меня совет – приобретайте яркий шлем, который хорошо виден издалека – это элемент пассивной безопасности.

Ну, и главное, при покупке шлема подберите модель по размеру головы пилота. Это очень важно.

Определить размер мотошлема можно самостоятельно. Но, в любом случае, перед покупкой необходимо его примерить. Дело в том, что стандартные размеры у разных производителей, как ни странно, отличаются. Порою, разница составляет до сантиметра, что для мотоэкипировки очень много!

Размер защитного головного убора определяется по охвату головы. Для этого необходимо измерить сантиметром окружность головы чуть выше бровей. Далее, для определения приблизительного размера, можно воспользоваться следующей таблицей:

Размер XXS = 20-52 см
XS = 55-55 см
S = 55-57 см
M = 56-59 см
L = 59-61 см
XL = 61-65 см
XXL = 63 – 65 см
XXXL = 64-67 см
XXXXL = 67-69 см

Некоторые «пересечения» в интервалах связаны именно с тем, что у разных производителей размеры стандартных шлемов отличаются друг от друга. Кроме того, приведенные цифра могут «не бить» с цифрами ряда изготовителей, поэтому перед покупкой необходимо дополнительно проверить их в интернете.

Шлем одевается следующим образом: берется за лямки фиксации на голове. Лямки растягиваются в стороны и шлем опускается на голову. После этого лямки отпускаются, застегиваются, подгоняются под размер.

Затем необходимо покрутить – поболтать головой. Шлем не должен нигде давить, но при этом и не должен болтаться, «гулять».

Ну и обязательно предупредите того, для кого выбираете подарок. Любая экипировка – не панацея. У человека есть некоторая грань, за которой наступает травма. Мотозащита лишь отодвигает эту грань, но не убирает ее!

Вот, в принципе, и все, о чем я хотел вам сегодня поведать.

Приобрести мотошлем можно в массе магазинов и салонов. Например, вот здесь.

комментариев 7 Просмотры: Метки:

Комментарии (7) на "Подарок мотоциклисту – шлем"

  1. “Ладно, не буду больше вас пугать. На самом деле, вождение мотоцикла – не такое уж страшное занятие.” – Поздно! Я уже напугалась!!!

    Хотя, надо сказать, что смотреть на стильную девушку, оседлавшую Харлея, смотреть приятно, особенно, если на ней такой крутой шлем, как последний из вашей галлереи.

    • Gruz:

      🙂 Как раз последний в галерее – представитель той серии, которую я не рекомендую покупать. Каска а-ля “фашистская”, практически ничего не защищающая, плюс очки неизвестного происхождения – далеко не лучший вариант.

  2. Нежная Лола:

    Респект автору, я протащилась от его статей! Они веселые и по уму, а еще в них есть стиль. Каждое из этих качеств редкость, а их сочетание – зошибись. И хотя двухколесным существом я не стану НИКАДА (Бр-р, не мое!), статейка помогает разложить мужиков по типам согласно предпочитаемого ими вида транспорта.

  3. supra:

    крутые шлемы!!!
    а вы какой бы выбрали???я бы выбрал за 2800р.

    • Gruz:

      У меня полуоткрытый белорусский AGV. Вполне устраивает. Удобный, лёгкий. Правда, есть нарекания – визир царапается – после 3 замен за 2 сезона я вообще избавился от него. Плюс, не очень удобная застёжка. Защёлкивается – с полпинка. А вот что бы её открыть, надо поматериться. 🙂
      А вообще, думаю, будут деньги, куплю какой-нибудь модуляр.

  4. Лирическое отступление о важности экипа очень порадовало.
    Ждала, что в рекомендованных фирмах проскользнёт обожаемый мною Shark =D
    Знаю случаи, когда “Шарк” действительно спасал жизни. Да и сама такой ношу =)) Звукоизоляция в нём замечательная, высокая комфортность, внутренние подкладки снимаются 😉
    А чтобы было проще разобраться с размерами, есть много таблиц типа этой http://s005.radikal.ru/i212/1005/a2/972acec712b2.png Я, ориентируясь по подобной таблице, и заказала свой шарк в интернете. К слову сказать, он мне идеально подошёл =)

Отправить комментарий